Три - Эльфийским владыкам в подзвёздный предел. Семь - для гномов, царящих в подгорном просторе Девять - смертным, чей выверен срок и удел И одно - Властелину на чёрном престоле. В Мордоре где вековечная Тьма Чтобы всех отыскать, воедино созвать И единою чёрною волей сковать. В Мордоре, где вековечная Тьма....
В начале был Илуватар (Эру), "отец всего". Единый и сущий, пребывавший в одиночестве в Чертогах Безвременья" И создал он своей волей айнуров, каждому из которых открыл часть своих мыслей, и одарил их тремя музыкальными темами, зримое воплощение которых, назвалось Ардой. И разделились айнуры на Аратаров (тех кто остался с Эру) и валаров (тех кто отправился в Арду), и в новом мире обиталищем валаров стал остров Валинор. Из числа валар выделился самый сильный и гордый - Моргот, который решил прибрать свежесозданный мир к рукам. За Морготом увязались и некоторые майары сильнейшим из которых был Саурон. Далее последовали бесконечные войны, к которым постепенно подключились создаваемые расы. Но Моргот был повержен, его царство уничтожено, а Cаурон избежал кары валар. Прикинувшись испарившемся Саурон подбил народы средиземья создать систему колец, после чего в тайне от всех в недрах горы Ородруин сковал последнее самое главное кольцо подчинявшее себе другие. Сотворение Арды осталось в баснословном прошлом, давно минули три эпохи Средиземья, и мир сейчас уж совсем не тот, но хоббшпы живут там же, где и жили, - на северо-западе Старого Света, к востоку от Моря. А откуда они взялись и где жили изначально - этого по-прежнему никто не ведает, хотя догадкам и домыслам несть числа. И по-прежнему в старинных семействах водится обычай разузнавать о былых временах и дальних странах у эльфов, гномов и людей. Описание мироустройства иначе называется естественной историей, или естествознанием. Естественная история включает и собственно историю, и географию, и зоологию, и многие другие науки. Посему в этой книге географические сведения соседствуют с историческими, а за жизнеописанием кого-либо из эльфов, гномов пли хоббитов нередко следует рассказ о диковинном растении или животном. Небесная твердь и мировой океан, Негасимое Пламя и круги мироздания, континенты и острова, протяженность рек и горных цепей, народы, языки и обычаи - в этой книге содержатся самые разнообразные (и всегда достоверные) сведения из истории Арды. Разумеется, естественная история Арды была бы неполной без упоминания о силах, сотворивших этот мир и управляющих им, - об Илуватаре, об айнурах, валарах и майарах. Ведь Арда есть не что иное, как воплощенное Видение Илуватара, возникшее по его воле из песни айнуров, чтобы стать пристанищем Детей Единого и прочих живых существ. Для обитателей Арды айнуры и валары - боги; вернее, божества, ибо у них нет ни всемогущества, ни всеведения (тем и другим обладает лишь Илуватар, истинный бог, бог-творец). Мы постараемся рассказать обо всех валарах, от Манвэ до Эстэ, и обо всех их деяниях в Амане и в Средиземье, от возведения Светильников до окончательной победы над Мелькором. Что же касается обитателей Арды, то среди всех больших и малых народов, ее населяющих, наособицу стоят хоббиты. Да, конечно, эльфы, люди и гномы пришли в Арду гораздо раньше (о хоббитах до середины Третьей эпохи никто и слыхом не слыхивал); да, хоббиты не возводили королевские чертоги и могучие укрепления, не изобретали письменность, не искали славы на поле брани и не бросали вызов Мелькору. Тем не менее мы расскажем о хоббитах говорится много и подробно, и по справедливости - ведь когда бы не они, Четвертая эпоха Средиземья была бы совершенно иной. Как известно, начальные главы Алой Книги Западных Пределов написаны хоббитом Бильбо Торбинсом(он же Сумкин - зависит от перевода), впервые прославившим свой народец в большом мире. Впоследствии эту книгу многократно дополняли - и хоббиты (прежде всего - племянник Бильбо, Фродо Торбинс), и люди, и даже эльфы, со слов которых записаны легенды Первой и Второй эпох Средиземья. Потому-то Алая Книга столь многолика, потому-то столь разнятся между собой ее главы, и наметанный глаз без труда отличит в ней хоббитскую руку от руки эльфийской или человеческой.
1 - Валинор; 2 - Эльдамар; 3 - Хелкаркасе; 4 - Ангбанд; 5 - Белирианд; 6 - Иллуин; 7 - Утумно; 8 - Куйвиэнен; 9 - Альмарен; 10 - Великая Пустыня; 11 - Ормал; 12 - Нуменор; 13 - Зачарованные Острова; 14 - Тол-Эрессеа.
Существуют два способа описания чего-либо - и мироустройства в том числе. Первый способ - полное, скрупулезное и беспристрастное перечисление имен, фактов и событий, объективность, точность и исчерпывающая полнота. Это - описание извне, и главное в таком описании - упомянуть обо всем, не забыв ни единой, сколь угодно мелкой, подробности. Второй способ - описание изнутри. Иными словами, субъективный подход, при котором исчерпывающей полнотой описания сознательно пренебрегают, ибо она не сочетается с личным представлением о мире. Главное в таком описании - отнюдь не полнота; главное - точка зрения. Наш цикл статей - попытка взглянуть на Арду глазами ее обитателей. Попытка представить, как бы стали описывать свой мир они - о чем говорили бы пространно, о чем упомянули бы мимоходом, а о чем и вовсе бы умолчали.
АРДА
История Арды
Первоначально земля - Имбар - была плоской, над ней раскинулся небосвод - Виста, - не достигавший, впрочем, крайних западных и восточных пределов. Висту окружал Ильмен, где находились звезды, солнце и луна. Ильмен простирался до рубежей земли на западе и востоке, его со всех сторон окружал океан Эккайа (Вайа). Площадь Эккайи неведома; достоверно известно лишь, что за ней располагалась Кума - Пустота, в которой обитает Илуватар и из которой родились валары. Глубоко под землей, в толще скал, лежали Корни Земли. Со дна Эккайи тянулись к поверхности земли длинные ходы, известные как Мировые Жилы. Когда валары спустились в Эа, земля еще была гладкой - ни гор, ни лесов, ни водоемов. Правда, по некоторым источникам, на севере уже тогда возвышались Железные горы (по иным сведениям, эти горы воздвиг Мелькор). Валары создали Великое Озеро, посреди которого расположили остров Альмарен, и два Светильника на высоких столпах, к северу и к югу от Озера. Когда Мелькор повалил Светильники, начались природные катаклизмы, и поверхность Арды существенно изменилась. На тех местах, где высились Светильники, образовались два внутренних моря - Хелкар и Рингол. Кроме того, возникли горные цепи: Голубые горы, Мглистые горы и Красные горы; все они протянулись к югу от Железных гор. Между внутренними морями поднялись Мировые горы, а на юге образовались Серые и Желтые горы. Возникли также два внешних моря, в результате чего изначальный континент оказался поделенным на три части. Западное море называлось Белегаэр, и за ним валары возвели себе новую обитель, которую укрыли за горной цепь Пелоров - высочайших гор во всей Арде. В ту пору, когда в Арде пробудились эльфы, валары пошли войной на Мелькора, и эта война при вела к тому, что очертания земель изменились вновь. Западное море протянулось дальше на восток, и на западном побережье Средиземья (центрального материка) возник залив, глубоко вдававшийся в сушу. Внутреннее море Рингол разлилось и соединило два внешних моря, и южный материк отделился от остальной суши. А некоторое время спустя, после мятежа нолдоров, вал ары создали вдоль побережья Амана цепь Зачарованных Островов. В конце Первой эпохи Средиземья произошла решающая битва с Мелькором, после которой значительная часть
северного Средиземья скрылась под водой, а внутреннее море Хелкар высохло. На его месте поднялись Пепельные горы и горы Тени, ставшие рубежами Мордора. Возможно, внутреннее море Нурнен в Мордоре - это все, что осталось от Хелка-ра. Приблизительно в то же время в Белегаэре возник остров Нуменор, который правильнее считать материком. Надо сказать, что только во Вторую эпоху в Арде существовали все пять ее континентов: Аман на крайнем западе; Эндор, или Средиземье, посредине; Нуменор между Аманом и Эндором; Темные земли к югу от Эндора и Стены Солнца на востоке. Последние изменения в Арде произошли после Падения Нуменора. Сам остров скрылся под водой, а мир стал круглым. Западный -материк Аман очутился за пределами мироздания, но до него можно было добраться по Прямому Пути. Это преобразование Арды означало конец эпохи эльдаров и начало эпохи людей. Выражение <круги мироздания> имеет двоякий смысл: когда в хрониках эти слова пишутся с прописной, они означают пределы Эа, Мира Сущего; а когда со строчной - пределы Арды после Великого Изменения, когда Аман был удален за рубежи мира. В конце времен, когда Зло будет побеждено в Последней Битве, Арда исцелится от ран, и в мироздании наконец-то воплотится музыка айнуров во всей ее красоте и благозвучии.
Хронология Арды
Эпоха |
Основные события |
Предначальная эпоха |
Музыка Айнуров. Сотворение ( Арды. Приход валаров , и манаров |
Эпоха Светильников |
Создание Светильников. Строительство Утумно. Разрушение Светильников и уничтожение Альмарена |
Эпохи Древ
|
Первая эра |
Основание Валинора и сотворение Древ. Появление орлов и энтов |
Первая эпоха Второй эры |
Валары находят эльфов. Война Стихий |
Вторая эпоха Второй эры |
Мелькора сажают на цепь. Зов Валаров. Ваниары и нол-доры приходят в Эльдамар. Основание Тириона |
Эпоха Тьмы |
Строительство Ангбанда. Появление балрогов, волколаков и гигантских пауков. Сотворение гномов |
Эпохи Звезд
|
Первая эпоха |
Пробуждение эльфов, энтов и гномов. Выведение орков и троллей. Война Стихий и разрушение Утумно |
Вторая эпоха |
Великий поход эльфов. Основание Ногрода и Белегоста |
Третья эпоха |
Тэлери селятся на Тол-Эрессеа. Основание Альквалондэ. Гномы приходят в Белерианд. Строительство Менегрота |
Четвертая эпоха |
Изобретение тенгварского письма. Изгнание орков из Белери-анда. Освобождение Мелькора |
Пятая эпоха |
Возвращение Мелькора. Изготовление Сильмарнлов. Гибель Древ. Мятеж нолдоров и уход эльфов в Средиземье |
Эпохи Солнца
|
Первая эпоха |
Создание луны и солнца. Пробуждение люден. Выведение драконов. Битвы за Белернанд н Война Гнева. Изгнание Мелькора. Разрушение Ангбанда |
Вторая эпоха |
Сотворение Нуменора. Проклятие Валаров. Основание Мор-дора. Изготовление Единого Кольца и появление назгулов. Изготовление палантнров. Гибель Нуменора и Великое Сметление |
Третья эпоха |
В Средиземье приходят истари. Возвращение Саурона. Появление хоббитов. Война Кольца. Низвержение Саурона |
Четвертая эпоха |
Эльфы уплывают на Запад |
Примечание. Нетрудно заметить, что данная хронология не является строгой. Эпохи не имеют жесткой датировки, посему они нередко накладываются друг на друга; примером тому - эпоха_ Древ и первая эпоха Звезд. Кроме того, следует учитывать, что летосчисление Свободных Народов сильно отличается от летосчисления валаров. Один год по календарю валаров, к примеру, равняется девяти с половиной годам по календарям эльфов и людей. Таким образом, получается, что от пробуждения эльфов на берегах залива Куйвиэнен до того дня, когда их нашел Оро-мэ, минуло около 330 лет, а разделение на эльдаров и аварн произошло 190 лет спустя. Потому вполне естественно, что одно и то же событие может относиться к разным эпохам или предшествовать тому, которое по легендам произошло ранее.
Светила и небесные тела
После того как погибли Древа валаров и Арда погрузилась во мрак, Ауле создал ладьи-сосуды, а Варда наполнила их светом и, как сказано в <Квен-та Сильмариллион>, <дала им силу пересекать низшие области Илъмеиа и повелела свершать назначенный путь вокруг земли с запада на восток и возвращаться назад>>. Луна -,Итил, Сияющий - была создана из цветка Тельпериона, а солнце - Анар, Золотой огонь - из плода Лаурелин. Ладьей луны правит Тилион - охотник из дружины Оро-мэ; ладьей же солнца управляет Ариен, дева из свиты Ваны. Ночами на небосводе Арды видны и созвездия, и отдельные звезды. Созвездия таковы: Менелъма-кар (в переводе с синдарина <Небесный меченосец>), называемый также Менельвагор и Телумех-тар; Валакирка - <Серп валаров>; Вилварип <Бабочка>; Реммират - <Звездная сеть>; Соронуне - <Орел>; Телумендил - <Любимец небес> и Анаррима - <Пламенный венок>. Созвездие Вала-кирка называют также Короной Дарина; его отражение даже днем можно увидеть в Зеркальном озере. Звезды же известны следующие: Морвини-он - Проблеск-в-ночи; Боргил - Раскаленная звезда; Хеллуин - Ледяная; Лийнил - Небесно-голубая; Ненар - Водная. В хрониках Арды также упоминаются некоторые планеты, свершающие путь по нижним слоям Иль-мена. Это Элеммире - Небесный самоцвет, Эарен-дил - Взыскующий моря, Карнил - Алая, Алъка-ринквэ - Чудесная и Ламбар - Приют теней.
Географические данные
Горы
Название |
Протяженность в милях |
Железные горы |
Неизвестно |
Пелоры |
Неизвестно |
Горы Мордора |
1282 |
Пепельные горы |
498 |
Южный Эфел-Дуат |
501 |
Западный Эфел-Дуат |
283 |
Белые горы |
852 |
Мглистые горы (вместе с горами Анг-мара) |
702 |
Серые горы |
580 |
Голубые горы (Первая эп
оха) |
928 |
Голубые горы (Третья эпоха) |
559 |
Северные Голубые горы |
389 |
Южные Голубые горы |
170 |
Внутренние моря и большие озера
Название |
Площадь в квадратных милях |
Хелкар |
1025000 |
Озеро Рун |
17898 |
Нурнен |
5718 |
Озеро Ненуиал |
639 |
Озеро Линаэвен |
407 |
Озеро Митрим |
256 |
Озеро Нен-Хитоэль |
244 |
Озеро Хелеворн |
105 |
Долгое озеро |
93 |
Важнейшие реки
|
Название |
Протяженность в милях |
Андуин Великий |
1388 |
Лесная река (вместе с Бегущей) |
835 |
Гелион |
780 |
Митейтель (вместе с Гландуином) |
689 |
Брендивин |
573 |
Айсен |
395 |
Сирион |
390 |
Лефнуи |
382 |
Лун |
307 |
Державы и владения
Название |
Площадь в квадратных милях |
Воссоединенное королевство (Четвертая эпоха) |
909510 |
Гондор (в период расцвета) |
716426 |
Южное королевство (с Харондором) |
471158 |
Восточные владения |
206511 |
Умбар |
38757 |
Харад |
486776 |
Арнор |
245847 |
Артедайн |
113957 |
Кардолан |
83299 |
Рудаур |
48880 |
Нуменор |
167961 |
Рохан |
52763 |
Хоббитания |
21400 |
Растительность
По всей видимости, первоначально значительную часть территории Средиземья покрывал первобытный лес. Как сказано в Алой Книге, <<в те давние времена отсюда (от Фангорна. - К. К.) до Луна тянулся сплошной лес, а это была всего лишь его восточная опушка>. Этот первобытный лес был весьма разнородным: к примеру, в южном Лихолесье росли в основном ели и сосны, в Дориа-те - дубы и буки (кстати, разновидностью буков можно считать лориэнские мэллорны, ибо энтий-ское слово <малинорнелион> переводится как <золотые буки>). К концу Третьей эпохи от первобытного леса сохранились лишь Заповедный лес, Лихолесье, Лориэн и Фангорн; все прочие леса были в изрядной мере вырублены, и от них остались сравнительно небольшие боры и рощи. На северных границах Гондора и в Рохане раскинулись обширные луга, с давних времен служившие пастбищами. Западнее, в Эрегионе, травянистые равнины нередко переходят в степь. К юго-востоку от Гондора, за Андуином, лежит Великая Пустыня, лишенная какой бы то ни было растительности.
Климат
К сожалению, климатические условия на некоторых территориях Арды могут быть определены весьма приблизительно. В первую очередь это касается Валинора, выведенного за пределы кругов мироздания. Впрочем, из <Квента Сильмариллион> известно, что на севере Валинора было холодно; вдобавок в Ойомурэ - это самое северное побережье Амана - из-за близости Хелкараксе часто выпадал снег. Также можно предположить, что Тирион находился примерно на широте Пояса Арды (древнее название экватора); следовательно, там круглый год было тепло. Что касается Средиземья, здесь отмечено большое разнообразие климатических условий. Эриадор отличается мягким континентальным климатом, тогда как всего в 300 милях к северу лежит ледяной залив Форо-хел. К востоку от Мглистых гор зимы, как правило, холодные, а лето умеренно теплое. Ниже по течению Андуина климат постепенно становится влажным, поэтому зимы в тех краях не холодные, а всего лишь прохладные (впрочем, случается, что снег лежит с ноября по март), а лето жаркое. Засушливый климат характерен прежде всего для окрестностей Мордора. Следует отметить, что климат в отдельных местностях напрямую зависит от воздействия магической силы. Поэтому в Лориэне, когда там правили Галадриэль и Келеборн, было всегда тепло, а в Мордоре радениями Саурона - ветрено и холодно.
Население
В Предначальные эпохи плотность населения была невысока. Заселен был в основном Валинор. В Первую эпоху Средиземья значительную часть населения материка составляли эльфы - синдары, лаиквенди и возвратившиеся из Валинора нолдоры. На юге обширную территорию занимали энты, на западе и на востоке располагались два королевства гномов. Затем появились люди, постепенно расселившиеся по всему материку - в долине Андуина, в Эриадоре, у озера Рун и в Хараде и даже поблизости от Железных гор. Вторая эпоха связана прежде всего с заселением Нуменора: наибольшая плотность населения на острове-материке отмечена в Арандоре - <Королевской земле>. Между тем в Средиземье численность населения неуклонно сокращалась: эльфы гибли в сражениях или уплывали на Запад, гномов- вытесняли из их подгорных чертогов, люди отступали все дальше на юг под натиском войн и моровых поветрий. Подобное положение дел сохранилось и в Третью эпоху. Эльфов теперь можно было встретить лишь в Лихолесье, в Раздо-ле, в Лориэне и в Серебристых Гаванях; гномы после гибели дракона Смога обосновались в Эребо-ре; люди по-прежнему держались Гондора и его окрестностей. Зато в летописях Третьей эпохи впервые встречается упоминание о хоббитах. Что касается орков и троллей, они изначально обитали на малом, ограниченном пространстве - будь то Ангбанд, Ангмар или Мордор. Правда, в Алой Книге упоминается о поселениях орков в Мглистых горах, но это были всего лишь малочисленные колонии. Что касается прочих приспешников Тьмы,
они обосновались на юге и юго-востоке Средиземья - в Умбаре, Хараде, Кханде и за озером Рун. |